Дольмены района Новороссийска
Дольмены – погребальные мегалитические сооружения в виде каменного
ящика, пол, стены и крыша которого сложены из массивных плит или блоков
песчаника или других пород, со входом-отверстием в передней стене. Обычно такой
ящик является камерой, в которой помещались останки погребенных и
сопровождающие их вещи: посуда, орудия, напутственная пища, встроенный в
сложную насыпь из булыжника, плит и блоков.
По причине плохой
сохранности подавляющего большинства дольменов, что связано с ограблением или
разрушением таких могил в древности и в
новое и новейшее время, история, культура, условия жизни строителей дольменов
изучены недостаточно. Не решена окончательно и проблема их датировки.
По имеющимся
данным древнейшие дольмены на Кавказе появились на раннем этапе бронзового века
или в IV тысячелетии до н. э. Основная их масса выстроена на
протяжении III – начала II тысячелетий. Вопрос о возможности
сооружения дольменов позднее пока не решен. Многие раскопанные дольмены
содержали остатки захоронений среднего и позднего периодов бронзового века и
даже начала века железа (т.н. протомеотская культура 8-7 вв. до н.э.), однако
велика вероятность того, что эти захоронения помещены в более древние
сооружения, переиспользованы, как говорят археологи.
Дольменные группы
или могильники на полуострове Абрау (всего имеются данные о 7 таких памятниках,
однако сохранилась только часть из них) являются самыми западными для
территории распространения дольменной культуры. Лучше других сохранились 2
группы на правом берегу р. Озерейки, раскопанные и частично восстановленные
новороссийским археологом А.В. Дмитриевым. Одна включает остатки трех больших
дольменов, встроенных в круглые каменные насыпи, обложенные по периметру
циклопической кладкой и слившиеся между собой. Другая включает несколько дольменов-ящиков
очень небольшого размера.
Племена
бронзового века, строившие дольмены и хоронившее в них своих умерших, проживали
на Черноморском побережье и в горных долинах северных склонов Каказского
хребта. Ближайшими соседями их являлись племена степных скотоводов, относимые к
т.н. катакомбной культуре. Определенные контакты между «дольменщиками» и
«катакомбниками» были. Об этом говорит сходство материальной культуры:
вылепленной от руки посуды, форм орудий и оружия, металлических изделий и
украшений. Однако принципиальное различие погребальных конструкций и обрядов
свидетельствует о том, что обе группы сознавали свои отличия и особенности,
четко различали «своих» и «чужих».